Досудебное разрешение конфликтов или что такое медиация? | Казахстанский Центр Медиации
Наши принципы:
 
• Профессионализм
• Доверие и уважение к клиентам
• Конфиденциальность

Наши ценности:
 
• Честность
• Ответственность

Наши контакты:
 
+7 (701) 356-35-62
+7 (727) 394 34 93, 328 37 01  
Адрес:
г. Алматы, Абая 157, офис 32

Наша команда:

Директор

Ирина Виговская


 


Айгуль Телькараева

У казахстанцев появилась возможность решать споры, не доводя дело до суда. Помогут им в поисках компромиссов специально обученные посредники, переговорщики - медиаторы. И все это благодаря, подписанному 28 января 2011 года Президентом РК Н.А.Назарбаевым Закона РК «О медиации».

            Медиация - одна из основных технологий урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны – медиатора. Медиатор - главная фигура призванная помочь сторонам прийти к общему знаменателю. Медиация основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, нейтральность медиатора, а также недопустимость вмешательства в процедуру.
            Проще говоря, медиация направлена не на выяснение того, кто прав, а кто виноват, а на взаимовыгодный поиск решений. То есть две конфликтующие стороны, до суда обращаются к профессиональному посреднику, который, выслушав, помогает им принять оптимальное решение.
            Медиация распространяется только на частные правоотношения, она не может применяться к правовым конфликтам, где одной из сторон выступает государственный орган. Медиация не распространяется на коррупционные правонарушения.
            В скором будущем в нашем обществе диалог и компромисс станут самыми естественными способами разрешения любых конфликтных ситуаций.
            Еще  в 1996 году со-основатель Resourceful Internet Solutions (RIS) and Mediate.com (находчивые интернет решения и медиация) Джим Меламед (Jim Melamed) писал, что «Потенциал посредничества и примирительных процедур в перспективе ближайших лет возрастет, а обращение к посреднической процедуре станет массовым. Мы помогаем людям решить проблемы, и мы это делаем это быстрее, лучше и дешевле [в сравнении с судом] вне всякого сомнения. Тихая революция произошла. Политики по сути дела отдают двойное предпочтение посредничеству, вне всякого сомнения. Наша культура изменилась. Мы изменились. Наше время пришло.»
            Медиация как процедура урегулирования конфликтов без обращения в суд появилась в 60-х годах прошлого века сначала в странах англо-саксонского права - США, Великобритании и Австралии, а потом во Франции, Бельгии, Германии.
            Сегодня в мире медиация широко применяется в самых различных ситуациях, начиная со споров в сфере крупного бизнеса и заканчивая разделом имущества в ходе развода. Согласно международной статистике, через медиацию проходят 30-40 процентов всех споров, при этом положительный результат достигается в 85 процентах случаев. В  Китае например 20% споров разрешается при помощи примирительных процедур.
            Кстати, на постсоветском пространстве первыми, кто применил медиацию для решения уголовных дел, стали Молдова и Литва. На Украине институт медиаторов действует более 6 лет. В соседней России закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (о процедуре медиации)» был принят в июле 2010 года и вступил в силу первого января 2011года.      У нас в Казахстане Закон РК «О медиации» вступил в действие с 5 августа 2011 года.
            Собственно, роль медиатора заключается в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам прийти к консенсусу. Медиатор - это человек, обладающий определенным набором знаний и умений в области права, психологии, философии, а кроме того - наделенный красноречием и авторитетом. Он ни в коем случае не является посредником между судьей и спорящими, не представляет ничьи интересы, его положение и социальный статус не предполагают использование силы в какой-либо форме. Авторитет медиатора базируется лишь на качестве предоставляемых им услуг по поиску наилучших путей решения проблем, с которыми к нему обращаются клиенты.
            Медиатор - не замена судье, вершащему традиционное правосудие. Это тот, кто предлагает альтернативный способ решения конфликтов, менее затратный, более психологически комфортный для физических и юридических лиц. Медиатор — профессиональный посредник — это не «помощник помощника судьи», а его работодателем является  вовсе не судебная система. Заказ на урегулирование конфликта исходит  от самого общества, крайне негативного воспринимающего судебную систему, не доверяющего ей, и тем не менее в 99% случаях обращающегося именно в суд! (есть варианты:  самосуд, криминалитет или открытые письма  Президенту). Почему это происходит именно так - потому что не было реальных альтернатив, раньше не было процедуры медиации.
            К сожалению, всё новое встречает сопротивление старого. Всегда найдутся скептики и люди, которые считают не целесообразность развития данного общественного института. Следует отметить, что в казахстанском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие прекращение судопроизводства по гражданскому делу в связи с заключением мирового соглашения. То есть, по сути, право договориться и закончить дело миром у наших граждан было всегда, однако введение полноправного института медиации, урегулированного соответствующими поправками в процессуальное законодательство, позволит этим нормам войти в жизнь казахстанцев повсеместно.        Еще один довод в поддержку медиации - низкая коррупциогенность этого института. Коррупция рождается там, где сторона, облеченная властью, использует свою силу для достижения личных выгод. В связи с тем, что судейское сообщество остается «кастовым», а правосудие - зачастую закрытым и непонятным  многие граждане не желают вести судебные баталии. Поэкспериментируйте с защитой своих  прав в спорах с должностными лицами государственной власти или «влиятельными людьми», и Вы поймете, как работает суд на деле. Чтобы нормально взыскать долг и защитить права собственности необходимо «подружиться» с судьей и судебным приставом, а заодно с органами власти и, неплохо бы, — с криминалитетом.  Медиатор не выносит ни какого решения, следовательно, соглашение которое составлено сторонами добровольно не может быть направлено во вред какой-либо стороне. Медиатор не наделен властью и, следовательно, не подвержен коррупции. Все, что у него есть, это его право осуществлять медиацию и авторитет, подкрепляемый лишь народной рекламой и востребованностью.
            Не всегда получив решение суда о взыскании долга, можно быть уверенным, что судебное решение будет исполнено в кратчайшие сроки и в полном объеме. Исполнение судебных решений по гражданским делам самое слабое звено в системе правосудия. Как показала жизнь (зарубежная практика), решения принятые сторонами в ходе проведения медиации исполняются добровольно и в кратчайшие сроки.
            Еще один немаловажный аспект, медиация длится всего 30 дней, для сравнения, суды бывают продолжительнее.
            Труд медиатора не является предпринимательской деятельностью, он может параллельно работать в любой сфере. Однако это вовсе не означает, что он обязан разрешать споры бесплатно. Оплата работы медиатора оговаривается по соглашению сторон. Но это порядком дешевле, чем обращение в суд, где необходимо оплатить государственную пошлину, услуги адвоката и другие расходы, связанные с таким обращением.
            Медиаторы в Казахстане существуют и сейчас, в сфере потребительских услуг. На территории республики действует несколько центров медиации - в Астане, Алматы, Караганде, Шымкенте. В настоящее время открылся центр медиации и в г.Кокшетау. Руководитель Частного Учреждения «Кокшетауский центр медиации» профессиональный медиатор Шайдуллин Тауфик Разыхович, по образованию юрист, проработавший в правоохранительных органах 25 лет, член Общественного объединения «Ветеранов органов финансовой полиции» Акмолинской области, в настоящее время занимающегося адвокатской практикой, женатого и имеющего троих детей.  Контактные телефоны ЧУ «Кокшетауского центра медиации» р.т. 8 (716-2) 33-71-40, 8 705 745 0893, 8 701 522 5017.
 
         Ищите конструктивное решение!
 
            Доказано что любой спор имеет по крайней мере одно конструктивное решение. И такое решение может быть найдено в результате примирительных процедур.  Каждая из сторон спора может в любой момент прекратить добровольную примирительную процедуру, как только почувствует подвох. Выбрать судью, стать соавтором выбранного решения  - разве возможно это в арбитраже? Добровольность участия, нейтральность посредника и полная прозрачность процедур, обеспечивают лучшие гарантии. После завершения процедур вся документация уничтожается, чем гарантируется конфиденциальность спора. Обращение в суд - это  лишь  повод для продолжения переговоров!
 
  Филиал Общественного Объединения
«Организация ветеранов органов
финансовой полиции»
по Акмолинской области
 

Web100kz.com -