ПОРУЧЕНИЕ 12
1. Правительству РКпродолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечивающих качественной подготовки кадров.
2. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством образования и науки,начиная с 2014 года, обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда.
Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.
По существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «не интересным», «запутанным».
Показательно, что в ходе ЕНТ в 2012 году многие претенденты на получение медали «Алтын белгi» «срезались» именно на «обидных» вопросах по отечественной истории.
В школьных курсах есть программы основ военной подготовки, обеспечения безопасности жизни, построенные во многом как реликты советской системы образования.
В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.
Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности?
Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.
Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого – социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.
Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс.
Актуальным остается вопрос о доступности образовательных услуг.
В этом плане необходимо развивать интерактивные формы дополнительного обучения.
Однако поставленная мною задача по развитию интерактивного образования, к сожалению, воспринята и реализуется узко. Использование интерактивных досок – это далеко не все интерактивное образование.
Современное онлайн-обучение должно включать проведение факультативных интерактивных курсов как в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ и игр.
Естественную тягу «поколения-онлайн» к Интернету мы должны использовать и направлять в позитивное русло, организуя интерактивные олимпиады, учебные турниры и т. п.
Важным вопросом является расширение доступа к программе «Болашак» талантливой молодежи из всех регионов страны и особенно сельской местности.